Сайт педагога-психолога МБДОУ №130 Мордаревой Светланы Юрьевны

«Раннее развитие: «за» и «против».

Консультация  для  родителей 

 

«Раннее  развитие: «за» и «против».

Идея раннего развития сегодня  очень  популярна. Многие  родители  считают, что это необходимо для их ребенка, и они  начинают  усиленно заниматься  дома  или водят малыша  в детский  центр на специальные  занятия, которые детские центры предлагают в изобилии. Что  же  такое раннее  развитие ребенка? Что  оно дает  и  нужно ли оно вашему ребенку?

Сначала  давайте  разграничим  понятия обучение  и  развитие. В раннем  возрасте, а  это  возраст  от года  до трех, важно  именно  развитие, которое  будет  соответствовать интересам  и потребностям ребенка.

В  этот  период основные  изменения идут в трех направлениях  - это развитие  речи, крупная  моторика (в первую очередь умение ходить) и предметная  деятельность. И то, насколько успешно  ребенок справляется с этими задачами, определяет, как он будет  развиваться дальше.

Ребенок познает мир



Прямохождение.
Как только малыш научается ходить, его возможности в изучении мира значительно расширяются. Руки уже не используются для передвижения, и ребенок начинает исследовать мир вокруг себя,  ощупывать различные предметы.  Один из лучших способов развития ребенка в связи с началом хождения – предоставить ему как можно больше разнообразных объектов для изучения в зоне его досягаемости, в безопасном пространстве.



Предметная деятельность.
Включает в себя все многообразие действий, которые можно производить с окружающими предметами и материалами. Пересыпать, переливать, вкладывать, разрывать, стучать, катать, закрывать и открывать, прятать и находить, а позже – сравнивать, сортировать и группировать. Все эти и многие другие несложные действия позволяют ребенку многое узнать о том, что предметы могут отличаться по форме, величине, цвету, структуре и материалу. Действуя, ребенок многое узнает о том, что окружающие вещи разные, у них разное назначение, и способы действия с ними тоже разные. И, самое главное, в результате начинает формироваться наглядно-действенное мышление, первая ступень к развитию интеллекта ребенка.



Речь.
Позволяет малышу вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, получать новую информацию об окружающем мире, сообщать о своих потребностях, обозначать и систематизировать полученные знания. Способность понимать людей и умение общаться с ними – важнейший инструмент воспитания (как социального, так и интеллектуального), значение развития речи в раннем возрасте сложно переоценить. Лучший способ обучения – это, конечно, постоянные беседы с малышом обо всем, что происходит в каждый просто рассказывать ребенку об окружающем, но и побуждать его к диалогической речи. Сначала задавать простые вопросы, на которые можно ответить одним словом, а когда это начнет получаться, переходить к освоению ответов простыми предложениями, и т.д. Важно помнить, что никакие занятия по развитию речи не способны заменить общение с мамой или другим близким взрослым.



Все другие упражнения, которыми можно и нужно заниматься с маленьким ребенком, по сути, продолжение этих трех. Рисование, аппликация, развитие мелкой моторики, конструирование – это как раз расширение предметной деятельности. Чтение книг, разыгрывание сказок, всевозможные потешки, песенки и даже пальчиковые игры – важные инструменты для развития речи.

Почему же тогда нередко мы слышим о вреде раннего развития? Здесь речь, скорее всего,  идет о раннем обучении ребенка. Стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности- чтению, счету может стать психологической угрозой для развития ребенка в раннем возрасте.

 Иногда,  тщеславные родители превращают дом в настоящий экспериментальный полигон, муштруя ребенка своими воспитательными подходами и преследуя при этом только одну цель: всех удивить.  Если вы пытаетесь научить ребенка цифрам еще до того, как он осознал, что предметов может быть много или мало, один и много, и научился соотносить количество предметов с числом, – это как минимум не полезно, так как его мозг еще просто не готов к восприятию подобной информации. Если вы всеми силами вкладываетесь в интеллектуальное воспитание и обучение, но при этом мало внимания уделяете эмоциональному развитию, контакту с малышом, навыкам самообслуживания (пользованию горшком, одеванию, самостоятельной еде), то идет форсирование интеллектуальной сферы ребенка в ущерб другим. Если вы всеми силами стараетесь впихнуть в ребенка как можно больше знаний и интеллектуально перегружаете его, это может обернуться сильнейшим стрессом для вашего малыша, а его развитие может не только не ускориться по сравнению со сверстниками, но даже замедлиться.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что с ребенком не нужно заниматься. Однако во всем нужно соблюдать меру. Играйте с малышом, общайтесь с ним, помогайте ему расширять кругозор, учиться владеть своим телом, творить, познавать себя и мир. А главное любите своего ребенка, и принимайте его таким, какой он есть.

Подготовила  педагог – психолог  высшей  квалификационной категории  МБДОУ №130  Мордарева С.Ю.

12 мая 2018 в 13:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.